Поколение учителей

Шаолиньский архив носителей традиции

Схема школы (pdf, 5.5 Мб)

Предварительные пояснения к схеме школы

Схема взята из «Чжунго шаолинь ушу дацюань» (Энциклопедия китайского шаолиньского ушу). Пекин: Бэйцзин тиюй дасюэ чубаньшэ» («Издательство пекинского Университета Физкультуры»), 2006, Т. 1.  ISBN 7-81003-401-4

Это последнее прижизненное издание Энциклопедии Дэцяня.

  1. Схема читается справа налево, сверху вниз.
  2. На первой странице в верхнем правом углу: «Шаолиньский учитель-патриарх положивший начало Бутасандха». Это официальный титул основателя монастыря Бото (санскр. Бутасандха (Шаолиньсы кайшань цзуши).
  3. Отдельно (в синем  овале) выделены патриархи чань, которые формально не проживали в Шаолиньсы, но сформировали его традицию ( Бодхидхарма –Хуэйкэ-Сэнцань- Даосинь – Хунжэнь – Хуэйнэн и его ученики).
  4. Традиция нашей школы начинается  с «патриархов-учителей Истинного пути Зала  вечных перемен Шаолиньсы» - «цзунши чжэндао» - на первой странице в красном квадрате.
  5. На второй странице сверху вниз в красных квадратах: Чжэнсюй – Суси – Дэцянь – Маслов.  Справа от Дэцяня – Дэян (отдельно не выделен). Четвертый справа от фамилии «Маслов» –  Чэнь Цзюнькай.
  6. Крайняя слева линия передачи (зеленым цветом) : Дэбао- Синчжэн – Юнсинь.

Таким образом:

  1. Руководство нынешнего Шаолиньсы и наша школа принадлежат к разным линиям передачи. Они разделились очень давно (достаточно проследить по линиям). Наша линия представлена именно монахами-бойцами.
  2. Во всей линии передачи присутствует лишь один иностранец - А.Маслов. Никаких других иностранных  последователей (кроме японцев в эпоху Мин) в хрониках Шаолиньсы нет.

И еще информация для правильного понимания:

Под «носителем  шаолиньской традиции» мы подразумеваем мастера или наставника, который передает в чистом, неискажённом виде весь комплекс шаолиньского искусства, включающий:
во-первых, технические навыки (от собственно ушу до каллиграфии),
во-вторых, духовную, медитативную, энергетическую теорию и практику,
в-третьих, характерную культуру общения, поведения, морально-этические нормы,
в-четвертых, высокую степень духовного совершенствования.
Собственно, это и именуется «чжэнчжуань» (истинная передача) и из таких людей формируется линия мастеров «чжэндао» («истинного пути»).

«Носитель шаолиньской техники» - инструктор, который точно и без искажений передает технический арсенал шаолиньского ушу.  Это лишь одна ступень на пути к «носителю шаолиньской традиции», мастером и тем более носителем традиции он являться не может. Но вместе с этим даже это понятие предусматривает, что данный инструктор, во-первых, сам должен был учиться у подобного же носителя (то есть не по книгам и видео, не у представителей, положим, спортивного ушу), а во-вторых, он действительно знает  достаточно большой объем  шаолиньской техники на самых разных уровнях (т.е. не только пару таолу или один комплекс цигун).

 

Ши Дэцянь

Фото Ши Дэцянь

Шаолиньский наставник Ши Дэцянь названный в числе семи знаменитых мастеров ушу Китая, вошедший в число «выдающихся хранителей традиций Китая», являлся президентом Международной Федерации Шаолиньских Боевых Искусств и был настоятелем международной Академии УШУ монастыря Шаолинь.

Наш Учитель Ши Дэцянь утром 23 августа 2008 года покинул этот мир. 

Истинные учителя не умирают, каковым и был Ши Дэцянь. Нам всем действительно очень больно. Без Него не было бы ни нашей Федерации, ни нашей школы, ни наших знаний. Мы бы были подобны тысячам людей, которые питаются слухами о Шаолиньской традиции. Он открыл нам то, что обычно скрывают. Это Он сделал нас избранными; сделал для того, чтобы мы смогли обучать других. Он остался жить в каждом из нас. Наша задача нести этот завет дальше, нашим ученикам и всем тем, кто встретиться на нашем пути.

Многие из нас имели странные видения и предчувствия, именно в тот час, когда не стало Учителя. Он передавал нам всем свое последнее наставление: «Оставаться честными и порядочными людьми, не предавать никогда своих идеалов и убеждений, чего бы нам этого не стоило. Не быть мелочными и самодовольными, не идти на сделку с совестью. Просто выполнять свою миссию в этой жизни, не размениваясь на споры».

На могиле Ши Дэцяня (pdf, размер 1 Мб)

 

Носители шаолиньского учения после Ши Дэцяня: кто продолжит традицию?

Кто станет руководителем школы после ухода  Ши Дэцяня? Кто унаследует его статус мастера-наставника крупнейшего направления шаолиньцюань в мире.

Безусловно, столь же масштабной личности, каковой был Ши Дэцянь, сегодня нет  - ее нельзя назначить, ее нельзя даже специально воспитать.  Ее создает сама традиция и очень важно, чтобы такой мастер был признан всеми другими мастерами шаолиньского ушу, равными ему как по знаниям, так и по авторитету. Дэцянь был именно таким – его статус великого мастера и наставника был признан всеми. И в данном случае формальные звания и должности, которых у Дэцяня было немало, отходят на второй план.

Он обучал многих, никогда не отказывал в наставлениях, всегда был приветлив и поддерживал стремление постичь шаолиньское искусство. Но при этом секреты открывал немногим – в этом плане был чрезвычайно традиционен. И поэтому хотя сегодня очень многие  могу сказать, что  «обучались у Дэцяня» или в «школе Дэцяня»,  крайне небольшое число из них могут назвать себя прямыми последователями или, говоря традиционным языком, «учениками внутренних покоев» (нэйши туди).

Его прямые ученики занесены в  летопись «хроники монахов бойцов Шаолиньского монастыря».

Сам Дэцянь, также занимающий почетное место среди «Выдающихся шаолиньских наставников», принадлежал к 31-му поколению шаолиньских монахов.  Сам он был прямым учеником Суси, которого последний великий  старший монах Шаолиньсы всегда называл «лучшим и ближайшим последователем». Общая линия школы такова (здесь даны лишь мастера приблизительно с XVI в):  Цинхуэй -  Цзиньгуй – Чжэньли – Жугуй – Хайчжу -  Кэнхэн -  Шупань – Цзиньчжи – настоятель Чжэньсюй  (1893-1955) – старший монах Суси (1926- 2006) – Дэцянь (1939-2008). Вся линия этой традиции (если не считать легендарных мастеров) восходит к XIV в.  Именно эта линия мастеров именуется как в шаолиньских, так и в официальных императорских хрониках «Истинный путь патриархов и учителей» (цзун ши чжэндао), чтобы отделить ее от множества других  боковых ответвлений шаолиньской традиции. Впервые это выражение встречается в трактате, составленном императорским чиновником Сюй Цзюминем, жившим в Шаолиньсы и составившем в 15 году правления под девизом  Ваньли (т.е. в 1588 г.) тщательно выверенные хроники поколения монахов монастыря.

Таким образом Дэцянь представлял собой прямого последователя той линии шаолиньского ушу, которая непосредственно восходит к старым традициям и мастерам. Именно поэтому она и зовется «чжэньцзун шаолинь ушу» - «шаолиньское ушу истинной школы» или «лаоцзя шаолинь» - «старая школа Шаолиня». Она основывается на нескольких важнейших моментах:

  • строгое следование традиционным принципам жизни, методам тренировки и воспитания бойцов, отказ от попыток модифицировать методики  физической и духовной подготовки (при этом вполне допускается новаторство в области техники, если оно не затрагивает традиционные таолу);
  • отказ от массового распространения шаолиньского искусства, запрет на преподавание «тайных техник» внешним людям  («учение не передается вовне» - «цзяо бу вайчуань»), отказ от показательных аспектов и массовой пропаганды  шаолиньского искусства. При этом – готовность наставлять любого, в ком есть желание, терпения и готовность следовать традициям;
  • изучение шаолиньской традиции исключительно на основе прямой передачи от учителя к ученику и на основе «старых заповедей ударной техники» - «лаоцзя чуйпу»;
  • сочетание нескольких компонентов в обучении: духовной традиции, боевой технике, медицине и оздоровлению и «гражданским наукам», в том числе правила боевой морали;
  • соблюдение принципа единой школы, единого учителя, единой традиции и единых правил поведения, а также соблюдения традиционных  запретов  и тайны шаолиньской техники высшего посвящения.

Кто же сегодня является прямым продолжателем традиции, которую в течение десятилетий представлял сначала Ши Суси, а затем Ши Дэцянь. Прежде всего это несколько людей, представляющих 31-е и 32-е поколения шаолиньских последователей, обучавшихся либо у Суси, либо у Дэцяня, либо у них обоих. Таких людей, тесно связанных между собой как единой традицией, так и тесной дружбой несколько. Здесь перечислим лишь самых основных.

 

Ши Дэян (мирское имя Ши Фанфэн), родился в 1967 г. в провинции Хэнань в уезде Тайкан. Именно Дэцянь  подвиг его на оставление семьи и уход в монахи, привел его в Шаолиньсы, где он получил посвящение от старшего монаха Ши Суси. Дэян обучался технике шаолиньского ушу непосредственно у Суси, именно он передал ему традиционные формы лоханьцюань, дахунцюань, бой с шаолиньским шестом и другие формы.

В начале 90-х гг. Дэян являлся старшим тренером в Академии ушу монастыря Шаолинь, которой руководил Дэцянь. В настоящий момент Дэян является старшим тренером группы монахов-бойцов шаолиньского монастыря, а также заместителем председателя исследовательского общества шаолиньцюань. Дэян является монахом Шаолиньсы и живет в монастыре. Число его прямых последователей крайне невелико.

 

Ши Дэсян (мирское имя Ван Лэ), родился в 1962 г. в провинции Хэбэй.  Сегодня является старшим  монахом (чжучи) Шаолиньсы в городе Маньчэн в провинции Хэбэй, а также  ректором Института боевых и гражданских наук маньчэнского Шаолиньсы, ректором Маньчэнского филиала Междунарлной Академии ушу Шаолиньского монастыря.

Начал свое обучение шаолиньцюань под руководством своего отца, который передал ему семейную традицию о том, что в 1724 г. прямой родственник семьи Ван Пинсэн обучался в Шаолиньсы под руководством великого монаха Хайхэна, а затем был назначен старшим наставником  Шаолиньсы.

В 1970 г. пришел в Шаолиньсы, где получил посвящение от Ши Суси. В 1990 г. вернулся в родной город Маньчэн, где по благословлению Суси начал строительство монастыря, тогда названного «Северным Шаолиньсы» (Бэй Шаолиньсы).

Ши Дэсян под руководством отца изучал редкие техники, которые сегодня в самом Шаолиньсы оказались утраченными, например,  хэйхуцюань (кулак черного тигра), а также традиционные техники дахунцюань,  шаолинь чанцюань, люхэцюань, даомоцзянь, технику шаолиньских захватов (циньна) и многое другое.

Дэцянь передал ему технику ицзиньцзин и других форм шаолиньского цигун. Вместе с Дэцянем они опубликовали несколько трактатов по традиционным формам шаолиньцюань.

Дэсян является одним из вице-президентов Международной Федерации Шаолиньского ушу.

 

Ши Синцзюнь (мирское имя Чэнь Цзюнькай) , родился в 1975 г. в провинции Хэнань. В 1989 г. поселился в Шаолиньсы,  где его учителем стал Ши Дэцянь. У Дэцяня Синцзюнь  изучал шаолиньский цигун (в частности, ицзинцзинь и бадуаньцзинь), а у Дэяна  - технику шаолиньского ушу.  Духовные наставления получал непосредственно от Ши Суси. Обладает уникальными способностями помнить десятки различных таолу в их традиционной форме, поэтом считается одним из самых достоверных носителей шаолиньского ушу.

Один из самых блестящих мастеров жесткого шаолиньского цигун. Когда в 1999 г. в уезде Путянь на месте южного Шаолиньского монастыря была воссоздана команда монахов-бойцов, именно Синцзюнь был назначен ее старшим тренером, руководил ими до 2001 г., поэтому сегодня южные шаолиньские монахи-бойцы  занимаются каноническими формами северного Шаолиньсы.

Долгое время являлся старшим тренером и проректором международной академии шаолиньского ушу. Неоднократно выезжал в Россию и готовил российских шаолиньских бойцов.

 

Ши Синъин (мирское имя А. Маслов), род. 1964 г. в Москве стал первым зарубежным учеником Ши Дэцяня, прошедшим полное шаолиньское посвящение.  Пришел в Шаолиньсы к Ши Дэцяню в 1994 г. и обучался у него, а также у Ши Синцзюня и Ши Дэяна в течение  многих лет. Личные духовные наставления получал у Ши Суси. По благословению Ши Суси и Ши Дэяня начал работу по созданию сети шаолиньских школ за рубежом. Единственный из иностранцев занесен в 2006 г. в «Схемы-хроники шаолиньских монахов-бойцов».

В настоящее время является  первым  вице-президентом Международной федерации шаолиньского ушу и президентом Федерации Шаолиньского ушу (Россия). После ухода Ши Дэцяня именно ему супругой Учителя Ши Дэень были переданы личные четки Учителя как знак официальной передачи школы.  Когда-то эти четки преподнес Учителю российский собрат Ши Синпин, и Ши Дэцянь носил их в течение многих лет. Четки будут помещены в алтарь памяти учителя, официальным хранителем которого является Ши Синпин.

 

Прямыми учениками Дэцяня, которые в течение долгого времени получали от него наставления, жили вместе с Учителем и даже выступали за команду Академии ушу Шаолиньского монастыря являются Ши Синган (Е. Чертовских),  Ши Синпин (С. Кузнецов). Все они, а также Синъин (А. Маслов) не только стали выпускниками Академию ушу Шаолиньского монастыря, но даже сами вели в ней занятия для китайских последователей. Браться Синъин, Синган, Синсинь и Синпин включены в «Большую энциклопедию Шаолиньского ушу» в раздел «Знаменитые люди Шаолиньского ушу за рубежом», при этом являются  единственными не-китайцами в  числе подобных шаолиньских последователей.

 

Ши Синкан

Молодыми, но уже вполне достойными продолжателями школы Дэцяня являются Ху Фаюань,  Жэнь Хэ (Ши Синкан).

 

В США ведет преподавание прямой ученик  Шэ Дэяня - Шао Имин,  один из руководителей американского отделения Международной  Федерации Шаолиньского ушу.

На траурных церемониях, посвященных уходу Ши Дэцяня, все его прямые ученики вязли на себя обет нести шаолиньскую традицию в том виде, как ее передавал учитель и следовать ей с ее большей тщательностью, строгостью к самими себе и терпением.

Итак, традиция Учителя Ши Дэцяня продолжается в своем полном проявлении, и светильник поколений «учителей – учеников» продолжает освещать дорогу новым поколениям последователей.